«Разговоры» Бориса Павловича откроют новое театральное пространство

Версия для печати Версия для печати

В ноябре в советской коммуналке на набережной Мойки появилась «Квартира», новое театральное пространство, придуманное режиссером Борисом Павловичем, место встречи на равных самых разных, в том числе, людей с аутизмом, участников спектакля. Особенная «Квартира» рождает «Разговоры» — спектакль, в котором профессиональные актеры играют вместе со студентами «Антон тут рядом». Премьера – 16 и 17 декабря.

Параллель для концепции «Квартиры» — художественный мир Объединения Реального Искусства. В 1930-ые Хармс, Введенский, Заболоцкий и другие ОБРИУты провозгласили отказ от форм традиционного искусства и заявили о рождении нового, алогичного, гротескного, абсурдного. Придумывая новое пространство, Борис Павлович держал в голове знаменитую квартиру на Гатчинской, 8, где в гостях у писателя Леонида Липавского собирались друзья-художники, чтобы говорить о значимом — но никогда о передовицах газет, и творить. Они создавали собственную вселенную, живущую по заново сочиненным законам, в собственном времени, не совпадающем с историческим.

Этот «закон» (слово, не совсем подходящее для идеи горизонтального искусства, которым занимается Павлович) действует в спектакле «Разговоры». В основе – одноименная книга того же Липавского. Действие – череда разговоров в разных жанрах и на разные темы, не соприкасающиеся с лентой новостей: «Знаки. Буквы. Шрифты и почерка. Все логически бессмысленное и нелепое. Все вызывающее смех, юмор. Глупость. Естественные мыслители. Приметы старинные и заново выдуманные кем бы то ни было. Чудо». Структуру «держат» профессиональные актеры, но то, как текст будет реализован, как долго будет длится эпизод, решают актеры – студенты центра «Антон тут рядом», они обладают правом импровизации.

Этот спектакль не терапия, настаивают авторы. «Разговоры» исследуют особенности мышления и взаимодействия с миром людей с аутизмом. Бытовые действия: вручение тапочек гостям, угощение, разливание чая – становятся поводом для остановки, воспоминания или придумывания новой истории. Это, и правда, похоже на игры ОБЭРИУ, оспаривавших обычное существование человека и предмета. Тем более, в квартире каждый предмет, фактурный, напитанный памятью, сам напрашивается стать участником спектакля. Вспомните, что вы чувствуете, когда в руках оказывается бабушкин альбом или из шкафа извлекается деревянная игрушка, с которой играли ваши родители, или когда из–под новых обоев проглядывает кусочек наклеенной для ровности газеты с заголовком о забытом событии. Это насыщение пространства — заслуга артели художников, которые придумали дизайн «Квартиры».

Премьера «Разговоров», созданных вместе с Фондом поддержки арт-инноваций «Альма Матер», пройдет 16 и 17 декабря в 19:00 на наб. реки Мойки, 40. Спектакль входит в программу фестиваля горизонтального театра – off-программы фестиваля NET в Петербурге.

Анна Горбунова

 

Опубликовано 08 декабря 2017, 13:49

Другие события

Квартира-музей. В KGallery впервые полностью показывают «Последнее закрытое собрание» Куниных, хранящееся в семье век

В 1918-22 годах в стране шла Гражданская война, в Петрограде было холодно и голодно, а выходец из еврейской купеческой семьи Яков Кунин с супругой Александрой Ивановной (они познакомились в очереди за билетами на оперный спектакль) собирали произведения искусства. В основном — работы художников круга «Мира искусства». В залах KGallery собрание смотрится тонким кружевом образов Серебряного века: призрачных, беззащитных, хрупких (буквально — многие вещи исполнены на бумаге). Версаль Александра Бенуа и его же Венеция, Петергоф. А герои эпохи пронзительно смотрят с портретов, будто говоря, что теперь наша очередь показать себя в исторические времена.

Статьи

>